«Третейская монополизация» — комментарий Татьяны Терещенко для Агентства правовой информации
В России осталось всего четыре постоянно действующих третейских суда (коммерческих арбитражей). Направленная на повышение качества негосударственного правосудия модернизация на практике привела к монополизации рынка и повышению тарифов.
Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс»:
"Реформа призвана была через повышение у бизнеса интереса и доверия к арбитражам стимулировать возврат капитала в Россию, а также исключить специфичные злоупотребления (так называемые «карманные суды»). Несмотря на появившийся административный элемент (требование получить отдельное разрешение), в целом новый закон соответствует современным международным тенденциям.
Повышение роли арбитражей ad hoc, как и вообще развитие и признание третейского разбирательства в России, зависит от трех взаимообусловленных факторов: доверия бизнеса, проведения арбитражных разбирательств с соблюдением стандарта должной процедуры и номинирования в качестве арбитров профессионалов (корпоративных юристов и представителей консалтинговой сферы, которые знают потребности бизнеса и дорожат своей репутацией). А также от содействия и поддержки со стороны государственных судов. В этом случае монополизация больше миф, чем реальный риск.
Международные арбитражные институции, как правило, признаются и приводятся в исполнение на территории России. Основания оспаривания и отказа строго ограничены процессуальным законодательством и положениями Нью-Йоркской конвенции 1958 года."