«Экономико-санитарная непредсказуемость» — комментарий Александры Хаустовой для Агентства правовой информации
Карантинные меры, нефтяной кризис и падение курса рубля в большинстве случаев не освобождают участников рынка от обязательств. На практике такие ситуации чаще всего не признаются форс-мажорными обстоятельствами. То есть турфирмам, организаторам мероприятий, музеям, театрам, фитнес-клубам и многим другим компаниям придётся взять на себя все убытки.
Мэр Москвы Сергей Собянин уже объявил пандемию коронавируса обстоятельством непреодолимой силы. Однако его указ касается только причин введения чрезвычайной ситуации на территории столицы и на обязательства бизнеса не распространяется. Согласно же действующему Гражданскому кодексу РФ к форс-мажору относятся чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства. Убытки, невыгодность сделки и экономические катаклизмы таковыми не признаются. Кроме того, наступление таких обстоятельств само по себе не прекращает обязательство.
Александра Хаустова, старший юрист Адвокатского бюро «Прайм Эдвайс» для Агентства правовой информации:
Очевидно, что пандемия является чрезвычайной ситуацией – она не является обычной и участники рынка не могли её предвидеть и предотвратить. Кроме того, вспышка вируса COVID-19 стала причиной принятия властями мер по противодействию, среди которых – запрет на проведение мероприятий, закрытие государственных границ, введение карантина и ряд других. Соответственно, суды должны оценивать причинно-следственную связь между такими установленными ограничениями и последствиями в виде нарушения договорных обязательств.
Однако наступление обстоятельств непреодолимой силы лишь создаёт юридические последствия в виде освобождения от ответственности за ненадлежащее исполнение им обязательства, но не является основанием для их прекращения. То есть участникам договора предоставляется право самостоятельно избрать предпочтительный механизм разрешения ситуации, когда нарушение не было вызвано виновными действиями одной из сторон.
В частности, организаторы мероприятий (семинаров, выставок и прочих культурных и иных) вправе перенести сроки их проведения без риска понести финансовые потери в виде штрафов, неустоек и иных предусмотренных законом или договором санкций. В свою очередь, пользователь таких услуг может отказаться от договора и получить внесённый аванс. Однако его убытки (на создание стендов и прочие) возмещению организатором не подлежат. Поскольку организаторы чаще всего также несут сопутствующие расходы (на аренду площадки, вознаграждение спикерам и другие), вариант переноса представляется более благоприятным.