«Сотрудничество как критерий добросовестности: можно ли требовать отказа в удовлетворении требования или его уменьшения, если кредитор не сотрудничал?» — пост Татьяны Терещенко для Закон.ру
Ремарка о практичной теории.
Принцип добросовестности включен в число принципов гражданского права (ст. 1 ГК РФ). Добросовестность необходима при осуществлении прав и их защите, а равно при исполнении обязанностей под страхом запрета извлекать любые преимущества из недобросовестного поведения (п.п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).
Отнесение добросовестности к принципу означает, что любое обязательство (его статика и динамика) должны оцениваться через призму соответствия идее добросовестности любого действия, образующего его содержание.
Иначе говоря, даже если кредитор, предъявляющий требование к должнику, формально прав (его требование основано на условии договора, нарушение которого допущено должником), это не исключает использование должником в качестве способа защиты ссылки на недобросовестность действий кредитора.
Вместе с тем, речь не идет о ссылке на недобросовестность в качестве спекулятивной тактики. Речь больше о том, что любые обязательства должны исполняться не только в соответствии с буквой договора, но и в соответствии со смыслом существа установленных сторонами прав и обязанностей и целей возникновения обязательства.
Аналогично о недобросовестности может задумываться кредитор, если должник исполнил обязанность так, что формально она выполнена, но почему интерес кредитора не обеспечен (все индивидуально, но если утрировать, то можно привести простой пример: стороны договорились передать сервиз в коробке, но об особенностях вручения не договорились, поэтому коробка пришла целая, но с поврежденным сервизом).
Иными словами, добросовестность – это мерило гражданских отношений и практический инструментарий.
С полным текстом публикации можно ознакомиться по ссылке