«Каникулы строгого режима» — комментарий Татьяны Терещенко для издания «Новый проспект»
В наступившем году надзорным органам запретили проводить большинство проверок бизнеса. Эти каникулы вряд ли защитят компании от набегов ревизоров, но уже ограничили права потребителей и трудящихся.
Введённый после начала военной операции и продлённый на 2023 год мораторий касается всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также впервые ограничивает проведение внеплановых рейдов. Однако на полицию, прокуратуру, налоговые и многие иные контролирующие органы объявленные антикризисные меры не распространяются.
Вне закона — вне конкуренции
Кроме того, регулирующий надзорную деятельность федеральный закон допускает многочисленные исключения. Установленные им правила и, соответственно, мораторий вообще не распространяются на оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, прокурорские проверки, налоговый, валютный и таможенный, банковский и бюджетно-финансовый, миграционный, антимонопольный, лесной и портовой надзор, контроль в сфере рекламы, оборота оружия, частной охранной деятельности и многое другое. В общем списке исключений более полусотни пунктов.
Также десятки органов вправе практически без каких-либо ограничений проводить административные расследования. Для их назначения достаточно найти повод: любое подозрение в совершении компанией или ее должностными лицам какого-либо правонарушения.
Эксперты неоднозначно оценивают эффективность введённых мер. Руководитель аналитического направления «Прайм Эдвайс» Татьяна Терещенко сомневается, что «обходные пути» будут пользоваться популярностью у надзорных органов.
В то же время опыт показывает, что ожидания от различных послаблений всегда завышены. В текущих экономических условиях и в отсутствие моратория на налоговые проверки любые административные бонусы — капля в море,
— убеждена Татьяна Терещенко.